Разумеется, женщины всегда хотели выглядеть в день своей свадьбы особенно, но каких-то типичных черт подвенечные наряды не имели: обычно девушки просто надевали лучшее платье из имеющихся. Свадебное платье в том виде, в котором мы привыкли его видеть на протяжении последних ста лет, обязано своим появлением английской королеве Виктории, которая правила с 1837 по 1901 год. Наряд должен был быть светлым, так как романтичная барышня хотела всеми силами показать, что ее чувства к избраннику искренни и чисты. Королева Виктория для церемонии бракосочетания с принцем Альбертом пожелала заполучить совершенно особенное платье. Для нее также было важно, чтобы платье подчеркивало королевский статус церемонии и стало предметом зависти для всех модниц Европы. Известно, что Виктория выходила замуж за Альберта по большой любви.
Над воплощением его идей в жизнь трудилась личная портниха королевы Мэри Беттанс. Эскиз платья был разработан известным в ту пору шотландским художником Уильямом Дисом. Виктория пожелала, чтобы для нее было изготовлено кружево с особенным узором. Платье было изготовлено из фирменного английского шелка, а вот с кружевом мастерицам пришлось попотеть. Фирменным кружевом была отделан подол платья, а также лиф и рукава и фата. С этой целью известная кружевница Джейн Бидни, получившая королевский заказ, наняла целую деревню мастериц, которые трудились более полугода. С тех пор использование кружева в подвенечных нарядах монарших особ стало традиционным, также неотъемлемой деталью образа осталась длинная фата со шлейфом. После того как заказ был выполнен, королева повелела кружевницам уничтожить эскизы, чтобы никто не смог заполучить аналогов ее свадебного кружева.
Торжество было грандиозным, и наряд невесты просто обязан был соответствовать этому размаху. 20 ноября 1947 года на свадьбе на свадьбе Елизаветы (королева Елизавета II) и принца Филиппа собралось более 2 тысяч гостей. Дизайнером ее платья стал придворный кутюрье Норман Хартнелл. Немудрено, что Елизавета была признана одной из самых шикарных невест королевских кровей за всю историю. Также в декоре использовались кристаллы и жемчуг, который специально заказывали в США. Наряд был изготовлен из сатина цвета слоновой кости, расшитого цветами из серебряных нитей, и украшен тюлевыми аппликациями. Изюминкой образа стал четырехметровый шлейф, который на тот момент стал самым длинным за всю историю моды. На голове невесты были вуаль из кружева и тиара, которая принадлежала ее матери – королеве Елизавете. Забегая вперед, скажем, что по длине шлейфа Елизавету II переплюнула только принцесса Диана.
Журналисты пристально следили за этим торжеством, поэтому все детали подготовки подвенечного платья держались в строжайшем секрете. 18 апреля 1956 года состоялось бракосочетание князя Монако Ренье и голливудской дивы Грейс Келли. Удивительно, но для работы над платьем вопреки ожиданиям таблоидов она пригласила вовсе не именитых дизайнеров вроде Юбера Живанши, а свою давнюю подругу, художника по костюмам Хелен Роуз. Невеста хотела в свой день выглядеть элегантно и статусно, но при этом женственно. Под руководством Хелен более 30 работников в течение шести недель трудились над платьем. Именно она создавала культовые образы Грейс в кино.
Платье не имело декольте, столь привычных для королевских подвенечных кринолинов, но было снабжено традиционным длинным шлейфом. Наряд, как и хотела актриса, получился очень целомудренным, но не был лишен изюминки. В области головных уборов актриса и вовсе совершила революцию: отказавшись от венка или тиары, волосы она убрала при помощи «джульетки» – маленькой кружевной шапочки, покрытой вуалью. Грейс также решила отказаться от корсета в пользу широкого пояса из ткани на талии, который больше соответствовал духу времени. Кстати, если разбираться тщательно, можно увидеть, что в подвенечном платье герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон очень много деталей позаимствовано именно у Келли. Образ Грейс благодаря своей подчеркнутой элегантности стал культовым, и его до сих пор цитируют невесты всего мира.
Это был один из самых громких мезальянсов в истории. 6 мая 1960 года младшая сестренка Елизаветы II принцесса Маргарет сочеталась браком с дизайнером Энтони Армстронгом-Джонсом. А между тем платье этой принцессы едва ли уступает по элегантности культовому наряду Грейс Келли. Может быть, поэтому о том, как создавался образ Маргарет, известно не так много. По словам кутюрье, он считал своей главной задачей показать и подчеркнуть красоту и хрупкость невесты. Дизайнером здесь выступил все тот же придворный портной Норман Хартнелл, который ваял наряд для Елизаветы II. Платье получилось очень элегантным и действительно потрясающе подчеркивало природную красоту Маргарет. Ведь ей по статусу было вовсе не обязательно наряжаться в километры кружева и вешать на себя тонны украшений.
Именно благодаря Леди Ди в моду вернулись настоящие «платья принцесс» с пышными кринолинами и шлейфами. Свадьба Дианы и принца Чарльза 29 июля 1981 года стала знаковым событием в области истории моды XX века. До Леди Ди обладательницей самого длинного в истории свадебной моды шлейфа считалась ее свекровь – королева Елизавета II. К слову, на шлейф платья Дианы ушло 137 метров ткани! Авторами этого шедевра стали дизайнеры Дэвид и Элизабет Эмануэль. Да и само платье невесты Чарльза, по мнению таблоидов того времени, затмило наряд подвенечный наряд его матери.
В 1981 году один из глянцевых журналов заказал чете модельеров блузку, которая якобы предназначалась для съемок, но позже оказалось, что обновка попала в гардероб невесты принца Уэльского Дианы. Молодые модельеры королевский заказ получили совершенно неожиданно. Эскиз был разработан под чутким руководством заказчицы – Диана мечтала о платье в викторианском стиле с рукавами-буфами и огромным кринолином. Вещица так понравилась будущей принцессе, что она решила доверить паре пошив своего подвенечного наряда. С современностью его примиряла лишь прическа Дианы. В итоге ее подвенечный наряд действительно сильно напоминал свадебное платье королевы Виктории. Леди Ди осталась при своей короткой стрижке. Невеста решила не отращивать длинные волосы с целью водрузить королевскую тиару на привычно убранные в строгую укладку локоны. Кстати, тиара на ее голове тоже была вовсе и не королевской, она принадлежала семье Дианы.
Он женился на простой девушке Рании Файсал аль-Ясин. Самой громкой королевской свадьбой 90-х стала церемония бракосочетания принца Абдаллы (ныне короля Абдаллы II). Возможно, именно поэтому принцу было разрешено жениться на простолюдинке. На тот момент у Абдаллы не было практически никаких шансов занять трон, ведь прямым наследником был его дядя Хасан. Сегодня Ранию называют одной из самых стильных и красивых королев современности. А уже когда наследник по завещанию правящего монарха лишился своих прав и престол перешел Абдалле, его супруга Рания настолько успела полюбиться народу, что никто не посмел оспорить ее кандидатуру на пост королевы Иордании. Невеста решила выбрать современный наряд, который бы выглядел не слишком традиционно и имел черты европейского подвенечного платья. И свое восхождение на этот олимп она начала именно в день своей свадьбы – 10 июня 1993 года. Кутюрье предложил будущей королеве белое платье из атласа, богато отделанное золотом. Рания обратилась за помощью к английскому дизайнеру Брюсу Олдфилду, постоянной клиенткой которого, кстати, была принцесса Диана.
Будущие король и королева Нидерландов познакомились на вечеринке общих друзей и начали встречаться, причем девушка долгое время даже и не знала о статусе своего бойфренда. Максима Соррегьета – одна из тех современных Золушек, которым, несмотря на все трудности, удалось выйти замуж за принца. В результате 20 февраля 2002 года Максима и принц Виллем-Александр все-таки стали мужем и женой. Родители-монархи, разумеется, были против выбора сына, но тот был непреклонен. Невесте удалось соблюсти все королевские традиции, но при этом не принести элегантность в жертву роскоши. Для церемонии невеста выбрала по-королевски элегантный образ: лаконичное платье от Valentino цвета топленого молока дополнили изящная тиара и фата, изготовленая из кружева.
Мэри и Фредерик начали встречаться в 2000 году, познакомившись в Сиднее, когда там проходили Олимпийские игры. Еще одна типичная современная Золушка – Мэри Дональдсон – простая преподавательница английского языка, которая стала супругой кронцпринца Дании. Образ был выверен до мелочей: ткань молочного цвета прекрасно подчеркнула свежесть невесты, а вырез лодочкой с расширенными рукавами пикантно обнажил ключицы, но все было по делу и в меру. Спустя четыре конфетно-букетных года, 14 мая 2004 года, Мэри Дональдсон пошла к алтарю в шикарном платье, которое спроектировал для нее местный дизайнер Уффе Франк. Принцесса отказалась от обильного декора и аксессуаров, оставив только кружевную фату и тиару.
Но, наверное, если бы они смогли заглянуть в будущее и увидеть, какая прекрасная королева получится из этой девушки, перестали бы упорствовать сразу же. Родители принца Испании Филиппа, конечно же, были против его романа с разведенной журналисткой Летицией Ортис. В том, что у этой барышни большое модное будущее, фэшн-критики поняли в день ее свадьбы с Филиппом. Сегодня Летиция заслуженно носит звание самой стильной монаршей особы современности.
Отличительной чертой его стал необычный ворот-стойка и вышивка лилиями и пшеничными колосками – деталями герба ее супруга. 22 мая 2004 года Летиция предстала перед алтарем в сногсшибательном платье от Manuel Pertegaz. Длина шлейфа Летиции составила 4,5 метра. Геральдический узор украсил ворот, подол и рукава платья, а также фату и шлейф. Кстати, Летицию в этом платье сразу же сравнили с диснеевской принцессой Авророй из мультика «Спящая красавица». Этот образ стал одним из наиболее обсуждаемых, так как невесте удалось соблюсти все королевские традиции, но интерпретировать их по-своему.
То, что они состояли в отношения все время, пока Чарльз был женат на Диане, сегодня уже ни для кого не секрет. 9 апреля 2005 года, после 35-летнего романа, наконец смогли связать себя узами официального брака принц Чарльз и герцогиня Корнуольская Камилла Паркер-Боулз. Для своей первой свадьбы в далекие 80-е герцогиня выбрала традиционный пышный белый наряд, но для этой церемонии невесте было необходимо что-то совершенно особенное. За это время Камилла также успела побывать замужем за бизнесменом Эндрю Паркером Боулзом. В итоге 59 летняя Камилла вышла к алтарю в оливковом платье от Anne Valentine, деликатно декорированном золотой нитью. Стоило учесть сразу ряд параметров: королевский статус свадьбы, шаткое положение репутации их с Чарльзом альянса (своим нарядом Камилла не должна была привлечь еще больше критики тех, кто до сих пор считает ее виноватой в невзгодах Дианы), и, конечно же, нельзя было сбросить со счетов возраст невесты. Речи о фате, разумеется, идти не могло, да и тиара могла показаться народу излишеством, поэтому стилисты посоветовали невесте необычную шляпку из перьев.