В сериале две сюжетные линии: первая — о восхождении группы Дятлова на Отортен, которая станет художественной реконструкцией их похода и подготовки к нему. «Перевал Дятлова» — основанный на реальных событиях и документах драматический триллер, посвященный одной из самых загадочных загадочной советских историй — гибели группы студентов в походе на севере Свердловской области в 1959 году. По ходу действия станет понятно, что с самого начала поход дятловцев сопровождался странными, мистическими событиями. И вторая — расследование трагедии майором КГБ Олегом Костиным, отправленным из Москвы в город Ивдель сразу после того, как на перевале были обнаружены первые тела. Пока зрители ожидают выхода сериала, мы решили вспомнить другие проекты с участием Петра Федорова.

У вас за спиной такие масштабные проекты, и вот неожиданно снялись у режиссера-дебютанта. — Недавно посмотрела фильм с вашим участием под названием «Вакантна жизнь шеф-повара». Зачем вам эта история?

Петр Федоров: «Я полностью зависим от женщин»

Для актера всегда честь и особый интерес — поучаствовать в крутом дебюте. — Рустам Ильясов — очень талантливый режиссер, я влюбился в его сценарий, и это основное. Хочется иметь к этому отношение. Режиссера всегда открывает его первый фильм, и процесс его создания всегда обладает мощной горючей энергией, люди объединены идеей и сметают все на своем пути. Так что студентов я даже стал побаиваться. Студенческое кино меня тоже всегда манило, но, к сожалению, мне ни разу не повезло, пару раз участвовал в работах студентов ВГИКа, но хороших фильмов не получилось. Но никогда не стоит забывать о том, что сила будущего кино только пока подрастает, и подрастает она именно в рядах студентов, поэтому актерам не стоит задирать носы и нагонять жути, ведь чем выше актерская ставка, чем дороже твои проекты, тем сильнее развивается фантомный страх у настоящих художников, которые хотели бы тебя пригласить в свое кино, но ассистенты по актерам или кто-то еще их останавливают: «Да ты что! На всякий случай (смеется). Кстати, с «ВЖШП» тоже не сразу сложился контакт — сценарий мне пришел, когда я находился в Индии на съемках «Родины» Петра Буслова (его дебют, как мы помним, тоже очень яркий пример), но я, к своему позору, первый раз пропустил его мимо внимания, полагаясь на глупую мысль о том, что нормальный фильм не может называться «Вакантна жизнь шеф-повара». К нему даже не суйся!» Это крайне неверно, всегда важна суть и подход, поэтому можно иногда и бесплатно потрудиться. Я познакомился с очень интересными и талантливыми людьми и совсем не прогадал. Я чуть не оказался в дураках, но после все-таки прочитал, бросился звонить в Москву, полагая, что вряд ли успею, но Рустам меня дождался, за что я ему всегда буду благодарен. Меня всегда в кино цепляют люди. Круто. Считаю, что в кино всегда первична личность.

Если бы вам выпала возможность на какое-то время поменяться с кем-то жизнью или хотя бы профессией, чтобы вы выбрали? — По сюжету вашему герою предлагают на несколько дней взять в аренду жизнь другого человека — шеф-повара дорогого ресторана.

Видите, если фантазировать, это сразу превращается в низменный аттракцион. — Сразу ерунда какая-то в голову лезет (смеется). При том, что он нормальный парень. Мой герой на этом и попался: вместе с жизнью шеф-повара ему доставались и его дом, и жена, с которой можно было делать все. Хотя она вообще про всех. Мне показалось, что эта история отчасти даже про меня. Надеюсь, что те, кто посмотрят, получат тот эмоциональный багаж, который получил я.

У нас есть сцена, когда мой герой обнаруживает, что он неплохо режет лук… — Да, было несколько профзанятий.

Потому что нарезать лук для меня сложнее, чем исполнить трюк или прыжок с третьего этажа. — Воспользовался дублером.

Насколько это комфортно для актера? — Еще один проект с вашим участием — сериал «Саранча» на Первом канале, где много довольно откровенных сцен. Или это вообще не вопрос комфорта и сниматься в таких эпизодах — абсолютно такая же работа, как все остальное?

Вырывать их из контекста картины невозможно, наша история должна была быть рассказана понятным языком, а страсть — одна из основных героев этой пьесы. — Ну я же снимался все-таки в фильме, а не в сценах. Секс не главное, фильм довольно остросюжетный и интересный, я рекомендую его всем посмотреть, особенно в формате четырех серий — не все линии поместились в полный метр, а они имеют большое значение. Потом, все довольно выдержанно. Как только оно появляется, пиши пропало. А что касается комфорта, это ощущение всегда является врагом кинематографиста.

Вы себя кем больше ощущаете? — Когда открываешь интернет, рядом с именем Петр Федоров пишут: актер, продюсер, режиссер, сценарист, композитор.

Еще много занимаюсь музыкой в проекте Race to Space. — По образованию я актер, диплом могу лишь по этому профилю предоставить. А остальное… Ну здорово, что мы живем в такое время, когда ты можешь попробовать себя в чем угодно. Последние полгода, например, была только музыка. Время — всему судья.

А как же «Дуэлянт», где вы с Владимиром Машковым снимаетесь? — Подождите, как полгода без съемок?

Был крутой кусок жизни, который мы прошли под руководством Алексея Мизгирева, рассказывая историю «Дуэлянта». — Мы его закончили в ноябре. Съемки потребовали от всех полной выкладки, и поэтому я последние полгода в кино не работал. Про него еще будем много говорить ближе к осени, но сейчас могу вас уверить, что будет незабываемо. Наш инструмент — это мы сами, поэтому надо быть в созвучии с собой и в контакте с миром. Перерыв для актера — тоже важнейший процесс. Просто многие картины по тем или иным причинам не выходят, лежат на каналах, а потом вдруг раз — все в один момент на экране, отчего у некоторых возникает ощущение, что я безвылазно снимаюсь. Стараюсь делать не больше двух работ в год. — Прим. Например, недавно у Александра Викторовича Збруева (двоюродный дедушка Петра. И он был вынужден что-то на это отвечать, а ведь это глупость полная! «Антенны») брали интервью, в котором спросили: как же, мол, так, вот у вас за последнее время вышел всего один фильм «Кино про Алексеева», а у вашего внучатого племянника — десять картин в год. В интернете очень много неправильной информации, а именно на ней все журналисты основывают свой подход к интервью. Было неловко.

Желательно два-три месяца. — Если говорить о подходе актера к роли, то тут снова нужно время, чтобы подготовиться. Зачем тебе наклеенные усы или прическа, если ты можешь свои отрастить? Как минимум. Это не вопрос статуса, а рациональное использование инструмента. Это все-таки кино. Потом выработка растет, производство становится все стремительнее, давить на то, что тебе не дают время настроиться или подумать перед кадром, уже глупо. Если пытаться успеть всюду, работать сразу в нескольких местах, организм не даст возможности одновременно везде выкладываться на 100%. Сделать лишний дубль? Надо подготовиться? Я тоже раньше испуганно думал: блин, они мне совсем не дают возможности подготовиться к кадру. Чувак, тебя четыре года в институте готовили. Актер должен работать как револьвер: шесть сцен — шесть выстрелов, все. А теперь понимаю: а может, это я не был готов? Владимир Львович Машков, кстати, яркий тому пример.

Это люди великого поколения думающих личностей, система их ценностей во многом оказывает на меня влияние. — Ценю не только советы этих людей, но и любой контакт с ними. Тем более что беспощадно использую их гены. Горжусь ими, очень хочется им соответствовать.

Если бы взяли. — Да, хотя сейчас понимаю, что размышлять об этом уже глупо, но, вероятно, мог бы учиться в Строгановке. Мне очень важно, чтобы своих родителей своими картинами я не расстраивал, грубо говоря. Я очень трепетно отношусь к вопросам продолжения династии.

Когда принимаете решения, бывают мысли: а что бы отец сказал? — Ваш папа, актер и телеведущий Петр Федоров, рано ушел из жизни.

Наверное, как и у всех: родители всегда наши ангелы-хранители. — Постоянно. Здесь отец был бы недоволен, а здесь порадовался бы. И так природа устроена, мне кажется, когда мы делаем что-то плохое, знаем, что родители бы подумали. Иногда очень хочется ему что-то показать, он бы оценил. Он был человеком с очень большим чувством юмора. Очень много мыслей в голову приходят. Вообще, всегда интересен момент, когда мы оказываемся в возрасте своих родителей. Отец ушел в 39, мне он тогда казался ну очень взрослым человеком.

— Вам комфортно в вашем возрасте?

Когда учился в школе, начались сериалы «Элен и ребята», «Беверли-Хиллз 90210», «Друзья». — Мне очень комфортно. В принципе теперь я понимаю, почему (смеется). Я их не смотрел (больше боевики), но меня постоянно мучила мысль: какого черта все эти сериалы исключительно про 30-летних людей?

Деньги, конечно, всем нам очень важны. — Всем нелегко, но это не повод уговаривать себя на какую-нибудь ерунду. Другое дело, что иногда возможность зарабатывания денег заменяет суть профессии. Мы живем в Москве, нам важно ощущение безопасности, это наше ОБЖ. Время идет, и надо успеть заработать. Даже большие артисты иногда размениваются. Хотя всегда вопрос контекста и мотиваций. Подожди: да, время идет, но, может, надо успеть что-то сделать?

Просто счастье — это же сообщающиеся сосуды: где-то больше, где-то меньше. — Пока есть возможность заниматься любимым делом — да. Увлечения тебя пожирают, и кажется, что ты счастлив, а не понимаешь, как за твоей спиной разверзается пропасть непонимания между тобой и близкими людьми, которым нужно твое физическое присутствие в их жизни. Можно ошибочно быть счастливым в чем-то одном.

Для чего он вам нужен вообще? — Посмотрела вашу страницу в «Инстаграме», и запомнился один из комментариев: «Надо же, думала, с вашими данными тут сплошные селфи и реклама, а нет — картинки красивые».

Лет 10? — Сколько лет мы пользуемся телефонами с камерой? Где все эти миллиарды фотографий, этот цифровой мусор? Трубки меняются. И я понял, что «Инстаграм» в этом смысле помогает контролировать поток. Как все это архивировать? А еще я все время в экспедициях пропадаю. Я точно осознал, что стал меньше фотографировать. И обычно в поездках очень мало фотографирую. За год, если сложить, бываю в Москве месяца 3−4. Что, мол, фотографии, это надо своими глазами видеть! Меня мама просит показать, где я был, а мне и нечего. Так что это такая бессмысленно-романтическая почта для близких. Теперь мама смотрит мой «Инстаграм», и я выкладываю кадры в том числе и для нее. Хорошо, что есть какая-то микрореальность, куда можно посмотреть и понять: вот фотография есть, значит, долетел, живой. Вместо SMS.

Это ваши? — У вас там, кстати, часто встречаются фото собак.

А на фото чаще всего хаски моего друга по музыкальному коллективу. — У меня лично нет собаки, но я этих животных обожаю, сам по году рождения Собака. Очень смешной мультипликационный пес. Зовут Дункан (Маклауд, естественно). А так издает какие-то гортанные звуки, как будто сказать что-то хочет. Только что на гитаре не играет. Все про нас знает.

Я привязан к автомобилю, это мой дом. — Разве что езда в автомобиле. Два раза в неделю можно было ездить домой, и я с удовольствием гонял на своей тачке. Когда снимался у Егора Баранова в «Йерей-сане» в Великом Ростове, я отказался от водителя. Я кочевник по сути занятий, поэтому к авто у меня такое теплое отношение — он мне как конь. Конец мая — июнь, земля отдает воду, лес, встает солнце… Ни с чем не сравнить!

То есть к дому не привязаны? — Кочевник?

Есть несколько способов для человека восполнить энергию. — Я очень домашний человек. И нахождение в стенах своего дома — один из самых сильных.

А женщины какую роль играют в вашей жизни? — Из нашего разговора складывается ощущение, что вас во многом сформировало мужское окружение: дедушки, папа, режиссеры, друзья по музыкальной группе.

Так сложилось по тем или иным причинам, что основную часть моей семьи составляют прекрасные дамы: мама, бабушки, сестры. — Должен признаться, на мою жизнь влияют только женщины, и я полностью от них зависим. И очень хочется, чтобы они были рядом как можно дольше. Еще моя кума — недавно стал крестным папой. Конечно, мы очень подвластны инерции, зависимы от внешнего мира и вообще… Но без вашей обволакивающей, питающей все живое энергии — без нее мы перестаем быть мужчинами и превращаемся в каких-то клопов, честно говоря. Вообще, дорогие женщины, оставайтесь, пожалуйста, с нами навсегда! И что я могу точно сформулировать в ощущении тоски по дому — это тоска по энергии моих женщин. Над этим размышляешь чаще всего, когда уезжаешь. Когда ее долго нет, я не чувствую собственной целостности.

Б.В. Образование: ВТУ им. Щукина.

Соавтор картин «Россия 88», «Гоп-стоп». Карьера: сыграл более чем в 50 фильмах и сериалах, в том числе «101 километр», «Клуб», «Пирамммида», «Обитаемый остров», «Елки-2, 3», «Сталинград», «Территория», «А зори здесь тихие…» и других. Музыкант коллектива Race to Space.

Вахтангова, дедушка (брат Евгения Федорова по матери) Александр Збруев, актер. Семья: родился в семье актера и телеведущего Петра Федорова (ушел из жизни в 1999 году); дедушка — Евгений Федоров, актер Театра им. Не женат.

0