С ней я записывала одно из своих первых интервью для женского онлайн-ресурса tochka.net. С книжным продюсером Аленой Лазуткиной мы знакомы более пяти лет. Периодически мы виделись с Аленой на ивентах и тусовках, но до полноценной беседы руки так и не доходили.

"Зачем давать госденьги тем, кто не умеет вести бизнес?": большое интервью с книжным продюсером Аленой Лазуткиной

Поговорили о детище книжного продюсера — "Книге о книгах", "наболевших" вопросах, связанных с книжным бизнесом в Украине, а также о влиянии коронавируса на издательства и авторов. Так как поводов для интервью накопилось действительно много, мы встретились с Аленой лично на летней террасе столичного ONE LOVE coffee, напротив костела Святого Николая.

"Зачем давать госденьги тем, кто не умеет вести бизнес?": большое интервью с книжным продюсером Аленой Лазуткиной

Я люблю тебе давать интервью — они у нас выходят пиз*атыми. — Давай.

Сколько времени ушло на ее создание — от идеи до выпуска? Во-первых, поздравляю с выходом твоей "Книги о книгах".

Считай, сама книга писалась два года, а содержание — полтора. Всего на книгу ушло три с половиной года! Написать ее — не так сложно, но пласт знаний нужно упорядочить, тем более для таких сумасшедших, как я, которые не могут усидеть на месте. Поэтому мой совет авторам: начинайте с правильной концепции.

И если в устной форме всегда легче сориентироваться, — тут вспомнил, тут забыл, то перенести знания в книгу оказалось не так-то просто. 9 часов своих семинаров переложила на книгу. Я была обескуражена, потому что процесс ее создания — длительный.

С чем это было связано? По нынешним меркам "fast" ты писала книгу долго.

Одной из таких я определила для себя "обесценивание творения". У меня есть теория кризисов авторов — пока ты пишешь книгу, то сталкиваешься с рядом внутренних проблем. Потом решила пройтись по содержанию — где автор может найти этот вопрос? Дописала книгу, поставила точку, сверстала, сижу и думаю: "Кому оно на х*р надо?". А этот? Нигде. Пришла к выводу, что книга все-таки нужна и, слава Богу, что все получилось. Тоже.

Выход собственной книги — это непередаваемые эмоции, хотя сначала у меня их не было. Я очень довольна. Не могла поверить, что стала автором.

Не хочу загадывать, но рано или поздно "Книга о книгах" будет и в электронной версии. Я все еще старовер, который ЗА печатные книги. Я претендую на эксклюзивный контент — как в книге, так и на семинарах. Решила это сделать только тогда, когда все мои семинары появятся в электронной версии тоже. Так сложилось, что мои родители были одними из самых больших книжников в стране, поэтому такого уникального опыта, как у меня — нет практически ни у кого.

Как только она попадает даже на самые большие книжные платформы (казалось бы, настроенные) — фактически сразу становится в Интернете бесплатной. Основная проблема электронной книги в том, что ее плохо защищают. Вопрос лишь в том, сколько тебе понадобится ключевых слов — одно или пять, включив при этом торрент.

Хотела 2000, но, как ни странно, пандемия внесла некоторые коррективы. 1000 экземпляров. К тому же, я считаю, что первый тираж не надо делать большим. Проанализировав всю ситуацию, пришла к выводу, что 1000 мне сейчас хватит. А через год поговорим.

Так вот для меня было удивлением — книга Pixar о том, как делаются мультики, с историей персонажей — и в Украине всего была издана 300 экземплярами. Сейчас из-за запрета русских книг ряд российских издательств вышли с представительствами у нас — передают права онлайн и печатаются здесь. Что уже говорить об украинских авторах. Да, тема специфическая, но у тебя на книжке бренд, от которого среднестатистический человек ахнет.

То количество, которое издает наш ближний сосед — мы никогда не потянем, у нас другой масштаб. Я считаю, что Украина не способна сама себя прокормить книгами. Далеко не в каждом селе люди могут позволить себе книгу за 400 грн. В нашей стране огромная социальная пропасть.

Что ты думаешь по этому поводу? В Украине есть запрет на ввоз книг из РФ.

Потому что фактически интеллектуалов отстранили от пищи для ума. Самое дебильное, что было сделано за последние пять лет — запрет русских книг. Хорошо, что "Наш формат" и ряд других издательств начали перекупать, стараясь быть в тренде.

Мы не можем обеспечить себя всем тем товаром, на который есть спрос. Но, опять-таки, эти издательства имеют узкую специализацию — если ты загоняешься на личностях, то "Наш формат" тебя "прокормит", а если на нейро исследованиях — вопрос, потому что никто, кроме "Мифа", таких книг не издает.

Сейчас расцветает эра украиноязычной книги. Конечно, тотальная украинизация дала плюс украинской книжке. Для взрослых такое впечатление — качество туалетной газетки, эстетического удовольствия — минимум. Но при этом только детские издательства украиноязычной книги парятся по качеству.

А сколько ошибок в переводах — это отдельная тема. У нас нет крутого украинского издательства, которое бы качественно издавало мировые бестселлеры. Ты бы за эти деньги как редактор, как вычитала бы книгу? Я трачу на корректора от 10 000 грн, они вкладываются в 2 000 грн. Правым глазом левой стопой.

В некоторых издательствах — 20 000 грн, но это редкость. Многие могут поспорить, но давайте посмотрим на реальность бизнеса: средняя зп украинца в издательстве — от 8 000 грн до 10 000 грн. Один редактор должен вычитать минимум 5 экземпляров книг в месяц.

Но еще раз акцентирую внимание: Да, я как раз об этом и говорю.

Сейчас — 700 грн. Сначала делала предпродажу по цене 400 грн. А "Книга о книгах" — это будто мой мастер-класс и даже чуть-чуть дешевле. Я расценивала так: каждый мой среднестатистический читатель может себе позволить мастер-класс за 1000 грн. Как уже говорила — я претендую на эксклюзивность контента — на рынке подобных книг нет. Плюс — по себестоимости книга в три раза дороже среднестатистической книги моего издательства.

Да, я понимаю, у меня есть конкуренты-издатели, в книжном маркетинге есть, но если говорить о книжном продюсере как о бренде и миссии, который несет чисто информационную составляющую, то какие есть конкуренты — не знаю. Когда я делала SWOT-анализ (сильные и слабые стороны продукта, возможности и угрозы) — анализировала конкурентов.

Есть книжный продюсер в Беларуси, а также книжный и литературный продюсеры в России — и это разные люди. С того момента, когда мы с тобой в прошлый раз встречались — уже появились.

🙂 Кстати, недавно на каком-то ресурсе вышла статья с заголовком "10 книжкових продюсерів України", где меня нет.

Учитывая, что ты профессию "книжный продюсер" придумала для семинаров.

Сейчас такой хештег начал появляться в Instagram. Пять лет назад в Google не было ни одно запроса даже по словосочетанию book producer.

Книжный продюсер — больше, чем рекламщик. Пусть пользуются. Но им придется лет 10 поработать (как это было в моем случае), чтобы каждый пятый человек в Киеве знал, что книжный продюсер вообще существует. Если будут еще такие, как я — круто. И что, скорее всего, это сумасшедшая Лазуткина с ирокезом.

Кстати, один из российских книжных продюсеров очень просит, чтобы я отправила ему экземпляр книги, но из-за пандемии все сообщения закрыты. К тому же сейчас я уже с книгой, а раньше была "сапожник без сапог".

Сделала ли ты что-то подобное? Сейчас многие авторы используют в своих книгах все больше интертеймента, например, дополненную реальность.

На каждую мысль есть свой QR-код с примером успешного украинского проекта, который на этом инструменте "выехал". Я всю книгу сделала как нетворкинг. Это "Книга о книгах" с реальными примерами, а не просто система маркетинга, которую я чуть-чуть адаптировала.

Я пока до этого не доросла. Что касается дополненной реальности, то она сейчас широко используется в детской литературе.

Но с этим у меня какой-то рок. Как раз раздумываю насчет презентации книги. Должна была презентовать "Книгу о книгах" в Одессе, но увеличилось число заболевших на Covid 19, и все сорвалось.

Я пока просматриваю прикольные форматы и думаю это создать в коллаборации с режиссером Владом Троицким. Возможно, сделаю онлайн. Но вообще я за офлайн! Моя первая онлайн-презентация должна быть сумасшедшей!

Что изменилось с того момента? Пять лет назад ты мне говорила в интервью, что иногда чувствуешь себя Жанной д'Арк, пропагандирующей чтение книг. Люди начали больше интересоваться литературой?

Люди начали читать намного больше! С нашего последнего интервью книги стали трендом. Этому во многом поспособствовали лидеры мнений, звезды, публичные люди, которые диктуют нации привычки.

Не верю ни одной нашей статистике. Я, конечно, никого не хочу обидеть, но что такое статистика в Украине?

У них забрали "корм" в виде библиотечных программ и госденег, и они сразу поняли, что вести бизнес не умеют. Цифры, которые пропагандируют украинские издатели — плачевные. Но в моем окружении есть 3-4 издателя, продажи которых в карантин увеличились! Директор самого большого издательства Украины пишет плачущие посты, что опять нет денег — государство книжникам не помогает. Но теперь у меня вопрос: зачем давать государственные деньги тем людям, которые не умеют вести бизнес? Да, они ушли больше в онлайн, да, они сделали дополнительную рекламу.

Тот, кто быстро включился — только поднял свой средний чек. Каждый трезвомыслящий писатель сейчас ведет свои соцсети, там же и продает свои книги.

Но рука руку моет. Но после послабления карантина все в библиотеки ходить почему-то так и не стали, а государство выделяет на них бешеные деньги. Те издатели издали на ширпотреб, выставив ценник обычной книжки. Дядя из министерства решил выделить деньги, его помощник за 10% отдал конкретным издателям. Вот тебе все заработали, книга в библиотеке появилась — радуйтесь.

У нас выборка с тобой будет как минимум на пару тысяч человек. Я тоже не знаю. По статистике, наше государство тратит миллионы гривен на помощь библиотекам.

ред.) ни в одной статистике нет. За все годы существования моего издательства ("Бренд Бук Паблишинг" — Прим. По украинским меркам, у меня большие тиражи — от 1000 до 3000. Хотя издавала и книгу бизнесмена Гарика Корогодского "Как потратить миллион, которого нет", и книгу звездного тренера Аниты Луценко "Ти просто WOW", и много других. Для сравнения, сейчас средний тираж в Украине — 500 книг.

Но при необходимости я готова предоставить все документы — у меня абсолютно белый бизнес. За годы моей деятельности ни у меня, ни у моих авторов никто ни разу не поинтересовался хотя бы со "слов" тиражами "Бренд Бук Паблишинг". Поэтому украинская статистика — очень смешное для меня словосочетание.

Почему нельзя закупать книги, как в мире — по результатам продаж, если критерием качества является массовость? Давать льготы на открытие книжных магазинов, а также налоговые льготы тем, кто торгует книгами (ТОВ, ФОП). Она сейчас работает так, что все, кто в ней подвязан — имеют деньги. Все решения есть, но для этого нужно менять саму систему. Зачем кому-то что-то менять?

А подделывали ли бумажные книги твоего издательства? В самом начале ты уже коснулась темы пиратства в Интернете.

Когда у меня заканчивается тираж, то новый запускаю не сразу — даю несколько месяцев на то, чтобы оставшиеся книги "довыгребли" с магазинов (о количествах мне докладывают с книжного рынка "Петровка"). Я всегда проверяю подделки. Также поддельная книга всегда отличается качеством.

Если бы не пираты, то сейчас в доступности его книг бы не было. Моя любимая история про пиратов в Украине связана с покойным Олесем Бузиной. За что им спасибо, потому что я не считаю, что в свободной стране может быть цензура.

Именно Бузина поднял бренд издательства "Арий", но когда пошел в политику — он же его и уничтожил. Это первый человек в Украине, чьи книги подделали в принципе. Поскольку в издательстве "Арий" самыми ходовыми были именно его книги, оно просуществовало после этого всего лишь год. Тогда среди книжников было негласное соглашение о том, что книги Олеся Бузины не должны продаваться.

Для меня это результат тупого государственного решения запрета ввоза книг. Сейчас, как в 90-х, пираты тупо копируют — перепечатывают российские книги — от 100 до 500 экземпляров.

Дальше все зависит только от моральных качеств человека — ты либо торгуешь пиратским, либо нет. Каждый книжник знает, кто пират в Украине, где взять пиратскую литературу и как ее продавать. Нет российского товара, на котором ты раньше зарабатывал, на него есть огромный спрос — читающие люди резко за год пропали? А сейчас в связи с пандемией, думаю, торгуют многие. Был многомиллионный книжный оборот с Россией, а сейчас стал нулевым?

За пять лет выстроила полный комплекс. Я сейчас заняла позицию единственного человека в Украине, который пишет с людьми книги от "А до Я" — начиная от концепции и заканчивая внедрением маркетинговых штук в книгу. Преподаю и обучаю своих авторов — сейчас выживаю фактически за счет услуг.

Теоретически государство спонсирует бизнес, где непосредственно автору выплачивать деньги нельзя. Да, фондами якобы выдаются какие-то гранты для поддержки книжной отрасли, но эти деньги нельзя тратить на гонорары писателям.

Я еще не подводила итогов, но явно прослеживается тенденция того, что все еще больше переходят в онлайн. Мои авторы зарабатывают с обучения других авторов.

У меня сейчас нет бюджета на раскрутку своих соцсетей — книги продаются по наитию. Книги начали продаваться хуже, потому что ты не можешь провести нормальную презентацию, но если у тебя есть готовый товар и понимание, как его надо рекламировать, то все будет.

Что успела сделать? Как прошла твоя самоизоляция и повлиял ли карантин на твое творчество?

Ничего не поменялось, кроме того, что теперь сама содержу издательство. Я не особо самоизолировалась. Даже травку курю открыто, а тут в 23:00 домой загоняют, угрожая штрафами. Бесит, что не могу тусить.

До пандемии я занималась еще ивентами, но с ними в онлайн переходить не буду. Бесит, что не успела настроить систему-онлайн для того, чтобы мое издательство само себя окупало. Офлайн их удастся возобновить не раньше весны 2021, но загадывать пока рано.

У меня появился ряд международных клиентов — Чикаго, Германия, Италия, потому есть явный запрос на онлайн-семинары. Семинары точно останутся офлайн и добавятся онлайн. Я уже нашла место, откуда можно проводить качественные стримы.

В Киеве хотят застроить легендарный книжный рынок "Петровка". Коснусь еще одной важной темы. Какая твоя позиция по этому поводу?

Но я — человек нового времени, и уверена, что все должно меняться, и книжный рынок "Петровка" — в том числе — это нормальное и логичное развитие города. На "Петровке" прошло мое детство. Я верю, что нужно быть абсолютным идиотом, чтобы такое уникальное место закрыть. Но нельзя его убирать, это уникальное место. Очень! Удивит ли меня такой поступок?

Вагифу Алиеву (украинский миллионер, бизнесмен, девелопер — Прим. Другое дело, что "Петровка" — это мекка определенных книг и интеллектуальной литературы, которую ты никуда не денешь. В этом варианте я не вижу ничего плохого. ред.) дадут разрешение произвести застройку, но при этом он обещает фактически сохранить весь рынок, надстроив его.

Если до конца жизни, то пару лярдиков. Сколько нужно денег для полного счастья — сейчас лямчика долларов хватит (гривневым миллионером я стала еще до 20 лет с помощью родителей), как раз занялась бы своими проектами. Но если сейчас кто-то предложит миллиончик, то не откажусь.

Я сейчас с психотерапевтом сильно пересматриваю это понятие. Что для меня любовь? Так сложилось, что в связи с творчеством, у меня не было отношений длиннее полтора года. Долгое время любовью для меня была всепоглощающая страсть, где ты хочешь отдавать больше, чем брать. Сейчас понимаю, что подуспокоилась, но перед созданием семьи я должна еще поломать устои в своей голове. Несколько лет назад это казалось прикольным.

Я в своей книге на пяти страницах его полностью описала. Моя самая заветная мечта — книжный остров. Все реально, главное, чтобы он функционировал так, как я это себе задумала. Эта мечта меня мотивирует, и если несколько лет назад говорила об этом не слишком серьезно, то сейчас книжный остров уже превратился в проект. Мы обязательно на нем встретимся на нашем очередном интервью.

Он для меня самый сексуальный. Мои любимые духи — Montale Pure Gold. Знай: как только я влюблюсь, на мне будет новый запах. Люблю, когда мне ароматы подбирают партнеры.

0